Стихи  /  Владимир Маяковский  /  Гимназист или строитель

Гимназист или строитель

Были

у папочки

дети —

гимназистики.

На фуражке-шапочке —

серебряные листики.

В гимназию —

рысью.

Голова —

турнепсом.

Грузит

белобрысую —

латынью,

эпосом.

Вбивают

грамматику

в голову-дуру,

мате-ма-тику

и

литературу:

«Пифагоровы штаны

на все стороны равны…»

«Алексей,

Гордей,

Сергей,

Глеб,

Матвей

да Еремей…»

Зубрят

Иловайских,

приклеив к носу,

про Барбароссов

и

про Каноссу.

От новых

переносятся

к старым векам,

перелистывают

справа налево;

дескать,

был

мусью Адам,

и была

мадам Ева.

В ухо —

как вода,

из уха —

как водица,

то,

что никогда

и никому не пригодится.

В башку

втемяшивают,

годы тратя:

«Не лепо ли

бяше,

братие…»

Бублики-нули.

Единицы леса…

А сын

твердит,

дрожа осиной:

«Пой,

о богиня,

про гнев

Ахиллеса,

Пелеева сына».

Зубрит —

8 лет! —

чтобы ему дорасти

до зрелости

и

до премудрости.

Получит

гимназистик

аттестат-листик.

От радости —

светится,

напьется, как медведица.

Листик

взяв,

положит

в шкаф,

и лежит

в целости

аттестат зрелости.

И сказки

про ангелов,

которых нет,

и все,

что задавали

— до и от —

и все,

что зубрили

восемь лет, —

старательно

забывают

в один год.

И если

и пишет

— ученый и прыткий, —

то к тете,

и только

поздравительные открытки.

Бывшие гимназисты —

в дороге,

в избранной,

кому

понадобился

вздор развызубренный?!

Наши

не сопели

ни по каким гимназиям,

учились

ощупью,

по жизни лазая,

веря

в силу

единственной науки —

той,

что облегчает

человечие руки.

Дисциплина машин,

электричество,

пар

учат

не хуже

учебников и парт.

Комса

на фабрике

«Красная нить»

решила

по-новому

нитки вить.

Ночами

она

сидит над вопросом:

как лучше

укладывать

нитки по гроссам?

Что сделать,

чтоб ящики

с ниткой этой

текли

по станку

непрерывной лентой?

На что

по селам

спрос настоящий —

большой продавать

или маленький ящик?

С трудом

полководя

чисел оравою,

считают

и чертят

рукою корявой.

Зубами

стараются

в гранит вгрызаться,

в самую

в «раци —

онализацию».

И вот,

в результате

грызенья гранита —

работы меньше

и

больше ниток.

Аж сам

на комсомолию эту

серебряным

глазом,

моргая сквозь смету,

глядит

пораженный

рубль сбереженный.

Остались

от старого

ножки да рожки,

но и сейчас

встречается дядя

такой,

который

в глупой зубрежке

науки

без толку

долбит, как дятел.

Книга — книгой,

а мозгами

двигай.

Отжившие

навыки

выгони, выстегав.

Старье —

отвяжись!

Долой

советских гимназистиков!

Больше —

строящих

живую жизнь!

❉❉❉❉